Приводим статью почетного профессора психологии Эрвина Стауба, опубликованную в «The Huffington Post», со значительными сокращениями:
Геноцид армян начался в апреле 1915 года. То, что привело к нему, похоже на то, что приводило к другим геноцидам. Как и в случае других жертв геноцида, армяне в какой-то степени стали козлом отпущения из-за жизненных проблем.
Армяне были подчиненным меньшинством и исповедовали другую религию – они были христианами среди мусульман. В культуре большинства считалось, что они ниже. Однако они были довольно успешны в Турции: они были эффективными бизнесменами и занимали административные должности от низкого до среднего звена. Не ценимое меньшинство, которое успешно, вызывает особое возмущение, как евреи в Германии или тутси в Руанде. Армяне раздражали также потому, что, желая лучшего обращения и большей автономии, постоянно просили западные державы оказать влияние в их пользу.
Хотя после Геноцида и смены правительства прошли судебные процессы в отношении некоторых преступников, вскоре Турция изменила курс. Она не только прекратила признавать Геноцид, но и начала использовать все средства, чтобы не позволить другим признать его. Правительство платило ученым, чтобы они предложили альтернативную историю, а если дружественная страна была близка к признанию Геноцида, Турция грозилась отказаться от союзов или прекратить отношения.
Преступникам, отдельным лицам, группам или нациям очень трудно признавать совершенное ими насилие, брать на себя ответственность за свои действия, показывать сочувствие к жертвам или просить прощения. Часто отрицание принимает форму утверждения, что эти действия были необходимы для самообороны. Турция, однако, отрицает, что эти действия имели место.
Отрицание, независимо от формы, имеет вредные последствия не только для выживших, но и для преступной группы. Те, кто отрицает, как правило, сохраняют крайне отрицательный взгляд на своих жертв, что сыграло ключевую роль в совершении насилия и стало более интенсивным в качестве оправдания за него. Они также могут сохранять свою привязанность к идеологии, которая была одной из причин, приведшей к насилию.
Когда преступники являются доминирующей группой в обществе, отрицательные взгляды могут распространяться и на другие меньшинства. Турция, возможно, имела бы другие отношения со своим курдским меньшинством, если бы исследовала причины, которые привели к Геноциду армян.
Те, кто особенно страдает от отрицания, – это выжившие. Они очень нуждаются в правде, в признании своих страданий со стороны виновных и мира. Армянская община сильно сосредоточена на отрицании. Это двойной вопрос: с одной стороны, их боль из-за отрицания и их усилия получить признание являются центральными элементами в сильной общине, которую они создали в диаспоре, например в США. С другой стороны, отрицание делает их жертвами все снова и снова.