В Италии вышла биография немецкого врача и гуманиста, защитника армянского и еврейского народа Армина Вегнера. Автор книги, Габриэле Ниссим – один из основателей международной правозащитной организации «Сады праведников» (Gardens of the Righteous Worldwide). Заметим, в число основателей входит итальянский общественный деятель, почетный консул Армении в Италии Пьетро Кучукян. К недавно вышедшей книге обратилось итальянское издание Il Fatto Quotidiano. В статье говорится:
«Мечтатель и безрассудный донкихот. Но прежде всего – праведник. Все это – Армин Вегнер. Немецкий писатель и воинствующий пацифист, медбрат-доброволец в Первую мировую войну. Он стал первым, кто открыто осудил истребление армян (в котором соучаствовала германская армия, союзная турецкой). А двадцать лет спустя он стал одним из очень немногих, кто пошел на риск и написал открытое письмо Гитлеру, где призвал его прекратить преследованию евреев.
Именно так, «Письмо Гитлеру», и назвал биографию Вегнера вдохновленный его жизненной историей Габриэле Ниссим. Основой для него послужил фундаментальный труд Иоганны Вернике-Ротмайер, которая в 1965 г. открыла для себя знаменитое письмо и познакомилась с его автором. Студенткой в Риме, она поступила к нему ассистенткой-машинисткой. Тогда немногие знали о Вегнере и eго письме. А в 1933 г оно стоило ему ареста, концлагеря и побега из страны. Тогда уже почти никто не помнил, как Вегнер осуждал Геноцид армян.
Оказывается, Вегнер, как он ни был потрясен жесткостями, сколько ни имел перед глазами фотографии, которые делал сам, годами был вынужден молчать. Более того, в заметках из Константинополя и в статьях, написанных по возвращении с войны, он восхвалял революцию младотурок.
Только три года Вегнер рассказал о том, что видел, в статье в Der Neue Orient в ноябре 1918 г. «Мы все знали. Но были принуждены скрывать, пока шла война», – написал он.
Наверное, письмо Гитлеру 15 лет спустя родилось от ужасов, которые он видел, и от вины, с которой он жил как солдат страны-соучастницы. Но любовь к жене и матери троих его детей, Лоле Ландау, перевесила и придала ему смелости бросить вызов фюреру. Жена Вегнера была еврейкой.
Когда 1 апреля 1933 года она вернулась домой в ужасе от надписей в магазинах «евреям вход воспрещен» и от рвения, с которым военные следили за этим приказом, Вегнер понял, что теперь молчать не сможет. Он отправил письмо Гитлеру 20 июля того же года. «Придет день, и 1 апреля 1933 года, и последующие недели будут вспоминаться как время стыда за грехи», — написал он. Уже в 1933 году, задолго дом массовых депортаций и газовых камер, Вегнер писал: «Господин канцлер Рейха, защитите Германию, защитив евреев!».