Выступая на пленарном заседании «Восточного партнерства» Евросоюза, Серж Саргсян заявил, что Армения готова к формированию новой правовой основы для отношений с Евросоюзом. Серж Саргсян, конечно, не забыл волшебные слова «Сезам, откройся», для армяно-европейских отношений, напомнив, что Армения все это может делать в тех рамках, которые позволяют обязательства Армении перед Евразийским союзом. То есть, Армения будет строить с ЕС такие отношения, которые позволит ЕАЭС. И после этих продолжающихся уже несколько месяцев заявлений, так и не стало ясно, какие отношения позволит ЕАЭС. Или же, раз и навсегда установит какие-то рамки, и все, или сегодня может позволить одно, а завтра – другое, а потом и вовсе запретить то, что было позволено сегодня, и так далее? Существуют ли такие предположения, Армения может говорить о таких предположениях?
Рижский саммит для Армении вызвал чуть активизированные ожидания, однако, судя по ходу саммита, можем с уверенностью сказать, что ожидания были преувеличены. В то же время, заметно также, что проблема здесь не только в Армении. Очевидно, что у Евросоюза сегодня есть проблемы не только с Арменией, которые преподнес ему Ереван 3-го сентября, не только вообще с превратившимся в ханскую страну Азербайджаном, не только с Лукашенко, но и в вопросе подписавших Ассоциативное соглашение, и в каком-то смысле, оказавшихся сегодня в роли «отличников» Восточного партнерства – Украины и Грузии.
Из значительной части оценок, прозвучавших в рамках Рижского саммита, можно предположить, что целью этого саммита было одно: некоторым образом успокоить Россию. Перед саммитом, наверно, учитывая также, например, активные ожидания, существующие в случае Армении, из российских экспертных, а также определенных дипломатических кругов звучали мнения, что Рижский саммит является антироссийским саммитом. И по части, возможно, даже обобщающего коммюнике прозвучавших заявлений, где, по мнению президента Литвы зафиксировано выражение «аннексия Крыма», а также по части заявлений лидеров Европы, предшествующих саммиту, в частности, канцлера Германии, антироссийские настроения были очевидны, и нынешняя политика России осуждалась однозначно.
Однако в Риге не было сказано, например, какие новые инициативы, подходы и механизмы может выдвинуть Евросоюз, в частности, по части Восточного партнерства, против российской политики, для ее усмирения. Таких механизмов нет, зато есть множество заявлений различных чиновников также о том, что страны-члены свободны принимать решения относительно своего дальнейшего пути.
То есть, это, по сути, признание существующей ситуации, то есть, удавшегося до сих пор, до этого момента статуса-кво России.
С этой точки зрения, в рамках этого саммита примечательно заявление председателя Европарламента Мартина Шульца о том, что демократические страны нуждаются в экономической поддержке. Он сделал это заявление, говоря о странах-членов Восточного партнерства, в том числе, и о перспективах Армении.
Одна из ключевых проблем находится здесь: предлагается ли Армении какой-либо механизм, или делается ли какое-либо существенное предложение, или нет? Во всяком случае, на горизонте этого не видно.
С другой стороны, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в Риге заявил, что Британия настроена решительно в вопросе реформирования ЕС, чтобы на предстоящем в 2017-ом году референдуме относительно нахождения в этой страны в составе Евросоюза, британцы имели возможность выбора. То есть, по сути, сегодня Евросоюз находится перед водоразделом не только по части Восточного партнерства, но и именно в плане своего существования в нынешнем виде и с нынешним содержанием.
И эта ситуация подсказывает, что, тем не менее, в Евросоюзе не существует общих разработанных подходов относительно Восточного партнерства, соседства и расширения. Особенно, если наряду с этим мы рассматриваем также и другое важное направление – проблема членства Турции.
Более того, не исключено, что в рамках Евросоюза эти два направления конкурентные, и некоторое члены ЕС могут противопоставить одно другому.
В этих условиях, в плане отношений с Евросоюзом, в частности, для Армении, тем не менее, более приоритетными и важными становятся события в двустороннем с членами ЕС формате. Существующая в ЕС нынешняя ситуация, кажется, делает наиболее актуальными и предметными отношения в этом формате, из которых, наверно, нужно выделить четыре основных направления: Армения-Франция, Армения-Германия, Армения-Великобритания, Армения-Польша.
Безусловно, в коммуникационном плане было бы более предпочтительно, чтобы эти странами пришли к общему консенсусу, и Армения строила бы отношения с этим консенсусом по программе Восточного партнерства. Однако очевидно, что нет консенсуса, и реальный поиск отношений Армения-Евросоюз может быть только в двусторонних форматах, по крайней мере, пока. Если, конечно, официальный Ереван действительно заинтересован в практических и содержательных отношениях с Евросоюзом, и эти отношения не преследуют чисто декларативные или имитационные цели. Потому что в этом случае, конечно, из Восточного партнерства еще можно выжать только декларации и имитации.
Источник: 1in.am