Домой Аналитика и Геополитика Англосаксонский черноморско-кавказский проект

Англосаксонский черноморско-кавказский проект

207
0

Англосаксонский черноморско-кавказский проектПопытки автора утвердить в политической литературе понятие Кавказско-Каспийский регион не получили поддержки, но конструкция Черноморско-Кавказский регион довольно быстро получила распространение, так как, видимо, отражает более очевидную реальность.

Во всяком случае, вряд ли можно рассматривать Южный Кавказ как самодостаточный и геополитически целостный регион. Совершенно очевидно, что Южный Кавказ следует рассматривать в рамках более обширного региона, включающего Черноморский и Каспийский бассейны, где имеют место общие закономерности развития, как важный признак региона.

События в Украине привели к многим изменениям в бассейне Черного моря. Во-первых, США получили обоснования для присутствия в этом регионе. Великобритания, которая могла только поддерживать США в намерениях в Черном море, теперь конкретно присутствует в регионе, в рамках задач НАТО.

В отношениях Турция – Россия возникли большие проблемы, так как Турция всегда противостояла наращиванию присутствия США и НАТО в регионе, но теперь оказалась в ситуации, когда приходится отражать экспансию России. Но главное – это аргументация европейцев, которые предпочли присутствовать в Черном море, причем почти в полном европейском составе.

В период обсуждения возможного приема Румынии в НАТО, который длился довольно долго, во французских политических кругах и во французских СМИ осуществлялось лоббирование этого вопроса, и в аналитическом сообществе Европы создавалось впечатление, что французское общество и правительство преисполнено желания содействовать приему Румынии в НАТО — как близкородственной Франции страны.
Визит Жака Ширака в Румынию в 1999 году был воспринят как полная поддержка ее приема в НАТО и ЕС.

Вместе с тем, в более узких политических и аналитических кругах вопрос приема в Евро-Атлантические структуры Румынии и Болгарии был воспринят довольно настороженно, так как Франция рассматривала расширение НАТО в направлении Центральной и Юго-Восточной Европы как создание проамериканского и «антиевропейского» блока.

Несмотря на то, что создание данного блока было прежде всего направленно против Германии и России, при попытках вовлечь в этот проект Францию, но именно в Париже этот проект вызывал жесткую реакцию, гораздо более категоричную, чем в Берлине.

Франция возглавляла проект создания европейских вооруженных сил, и манипуляции США и Великобритании в Центральной Европе вызывали во Франции противодействия. В порядке данной дискуссии во Франции, которая велась весьма приглушенно, возникали такие ожидания, как переигровка американцев и британцев, и намерение на определенном этапе переориентировать Румынию и Болгарию на европейские континентальные державы.

Для этого нужно было провести последовательную политику, в том числе, в экономической сфере. При этом, за Болгарию ответственность должна была нести Германия, а за Румынию – Франция. В реальности выяснилось, что это застарелая и неактуальная геополитическая схема, и в Европе уже имеют место другие приоритеты и стратегии, которые разделяют страны средней и малой величины.

Франция и Германия очень скоро стали понимать, что лучший способ демонтировать планы США и Великобритании в Центральной и Юго-Восточной Европе — это войти в определенный альянс с Россией по некоторым вопросам расширения экспансии, включая и Украину.

Но весь этот лоббизм имел лишь временное значение. Франция и Германия очень быстро стали рассматривать расширение состава НАТО как перенос тяжести Евро-Атлантического сообщества на Юго-Восток Европы. Но в особенности для них стала бы нежелательной конфронтация с Россией, и это, несомненно, уже произошло.

Франция и Германия никак не проявляют интереса к бассейну Черного моря, и нет оснований ожидать их основательного военного присутствия в этом регионе, несмотря на то, что Германия весьма заинтересована в Балканах и в Украине.

Вскоре после включения в НАТО Румыния и Болгария с охотой восприняли предложения США по развертыванию новой стратегической инициативы в бассейне Черного моря. По уровню социально-экономического и правового развития такая страна, как Хорватия, не уступает данным двум балканским государствам, но именно Румыния и Болгария были приняты в НАТО и ЕС в ускоренном режиме, именно в связи с Черноморским проектом.

Франция и Германия никак не могли воспрепятствовать этому, так как теряли свое влияние и утрачивали бы геополитическую и геоэкономическую перспективу. На этом и строился расчет США и Великобритании.
Таким образом, Франция и Германия, прекрасно понимали, что Черноморский проект — это не что иное, как продолжение уже почти завершенного Югославского проекта, то есть составной части геополитического блокирования континентальных держав, недопущения образования Оси Париж – Берлин – Москва.

События в Украине дезорганизовали планы Франции и Германии по созданию этой оси. Таким образом, Черное море последовательно становится англо-саксонским проектом, хотя Великобритания затрачивает на присутствие в регионе не больше, чем другие ведущие европейские государства.

Контроль над Европой – приоритетная составляющая глобальной стратегии США, без данного условия вся внешняя политика США тщетна. С каждым этапом развертывания политики США в отношении Европы выясняется, что, казалось бы, самые верные планы оказываются уязвимыми и оборачиваются неподконтрольными действиями многих европейских государств.

Вроде бы, центрально-европейский план США и их ведущего партнера Великобритании осуществлен – создан геополитически сплоченный блок государств, которых объединяют общие интересы в политической и экономической сферах.

Нельзя утверждать, что данный проект не состоялся, но, видимо, не насколько завершенным образом, как предполагалось. Судя по оценкам, которые приводятся в американской и отчасти в британской политической литературе, в США возрастает недовольство и недоверие к новым партнерам по НАТО.
Государства Центральной Европы все более ориентировались на Германию в геоэкономической сфере и предпочитают не замыкаться в рамках НАТО. Но события в Украине продемонстрировали всем, насколько опасна Россия, и сейчас нет никаких сомнений, что в Восточной Европе будет верховодить не Германия, а Польша, при поддержке США и Великобритании.

Параллельно и Румыния вышла из-под влияния Франции и присоединяется в англо-британскому блоку. Данные государства охотно принимают предложения в направлении участия в более локальных или альтернативных политических «связках».

Американским экспертам представляется, что в ближайшем будущем государства Центральной и Юго-Восточной Европы будут все больше выходить из-под контроля США. Более того, именно участие в НАТО и ЕС, как ни парадоксально, приводит к приобретению данными государствами большей обусловленности от США.

При этом, именно в регионе Черного моря во многом решается геополитическая судьба Европы. Черное моря становится одной из арен международной конфронтации, и «черноморский проект» все больше становится англо-американским.

Естественно ожидать распространения этих реалий и на Кавказ, что расширяет геополитический фронт конфронтации в огромной мере и подключает к этой борьбе не только Турцию и Иран.

Более того, в какой-то мере происходит повышение сопряженности Черноморско-Кавказского региона и Ближнего Востока. Круг замыкается, и тем самым изоляция и блокирования России получает несколько «кругов».

Игорь Мурадян

Источник: «Лрагир.Ам»