Власти Армении устало пытаются обосновать продажу 40-километрового участка газопровода Иран-Армения Мегри-Каджаран компании Газпром-Армения. Замминистра энергетики Армении Арег Галстян, например, прямо заявляет, что раз все газовые инфраструктуры отдали Газпрому, то и этот участок незачем оставлять. Тем более, что он является собственностью армянской государственной компании «Высоковольтные линии», которая не может эксплуатировать газопровод.
Однако, во всем этом нет ответа на несколько вопросов. Во-первых, за сколько продают газопровод и в какой форме российский Газпром намерен оплатить Армении? Может, Москва опять совершила очередной «рэкет» и требует ежегодных 300 млн. долларов? За счет Электросетей, видно, эти деньги не удается собрать, вот и решили отдать газопровод.
Но есть еще один важный вопрос. Почему эта часть газопровода не была передана Газпрому вместе с основной трубой? Как было отмечено, при строительстве газопровода Иран настоял на том, чтобы этот участок принадлежал армянской государственной компании – Иран хотел иметь дело с суверенным правительством Армении, а не российскими госкорпорациями.
Зачем Ирану нужна была государственная армянская собственность в отношении трубы на самой армяно-иранской границе? Иран продает Армении немного газа, но готов продать больше. Газпром, естественно, не одобряет то, что Армения покупает газ не только у него, но и у Ирана. Тем более, Газпром не одобряет предложения Ирана о продаже больших объемов газа и вероятном использовании трубы для транзита газа через Армению.
Но Армения имеет договор с Ираном, который реализуется за счет того, что есть физическая возможность получать иранский газ по трубе из Мегри до Каджарана.
В Каджаране газ передается в трубу, которая принадлежит Газпрому, и компания вынуждена его транспортировать дальше.
Если труба до самой границы с Ираном переходит в собственность Газпрома, то договор об импорте газа должна заключать с Ираном уже не Армения, а Газпром. Или Ирану и Армении придется построить новый газопровод.
Иными словами, продажа участка газопровода, который начинается на границе Ирана, российской компании, означает, что Армения «денонсирует» газовый договор с Ираном и передает эту прерогативу России. России, как уже было сказано, незачем покупать дешевый газ из Ирана. Но главное, в случае, если вдруг возникнет вариант транзита иранского газа через Армению, Ирану опять придется договариваться с Россией, а не Арменией.
В Армении с некоторых пор стали распространяться опасные настроения. Из уст некоторых экспертов уже звучит мессидж «смириться» с «российским фактором» – как в энергетике Армении, так и армяно-иранских отношениях. Такие настроения исключают не только всякое сопротивление, но и стремление людей к свободе и суверенности, сводя на нет все те достижения, которые были обретены дорогой ценой.
Это будет интересно – если Иран заключит договор с Россией о транзите газа в Европу через Армению.
Источник: «Лрагир.Ам»