2015-ый год начался вступлением Армении в Евразийский экономический союз. В этом союзе самое бросающееся в глаза различие — зто различие политического режима Армении и трех других стран — членов Евразийского союза. В отличии от Белоруссии, Казахстана и России, политический режим Армении полуавторитарный. Еще в 2014-ом году, учитывая это различие, мы предвидели, что этот шаг будет иметь отрицательные последствия для демократического процесса. Сегодня можно делать не только прогнозы, но и выводы.
Согласно докладу 2015-го года организации «Economist Intelligence Unit», изучающей тенденции мировой демократии, Армения считается полуавторитарным государством, которое, при этом, находится на границе между полуавторитарными и авторитарными государствами, а это означает, что «при желании» переход в авторитарную систему не потребует больших усилий. Иначе говоря, Армения согласно всем исследованиям, сделанным до 2015-го года, имеет политическую систему в немного лучшем состоянии. Однако, некоторые события, произошедшие в течении первой половины 2015-го года, показывают, что власти РА встали на путь перехода от полуавторитарной системы к авторитарной.
Обычно авторитарные системы лишены политического разнообразия, легитимность действующей власти и принятые решения основываются на эмоциональных фактах, а политические движения и мобилизация незаконным образом душатся силой действующей власти.
РА имела серьёзные проблемы с политическим разнообразием и до 2015-го года, но в прошлом они не были настолько явными. Тем не менее, шаги, предпринимаемые действующей властью в целях уничтожения политического разнообразия, в 2015-ом году стали более очевидными, чем в прошлом. Февраль 2015-го года начался с разгрома второй наиболее влиятельной в Армении политической партии. Взаимные оскорбления между Саргсяном и Царукяном, быстрое низвержение партии «Процветающая Армения» (РПА) и ослабевание позиций этой партии на политической арене были не случайны.
Примечательно, что РПА в Национальном собрании вторая после Республиканской партии Армении по численности депутатов (37 депутатов). Следовательно, война против РПА именно в 2015-ом гду была не случайна и имела цель вывести с арены вторую по влиянию политическую силу, имеющей возможность препятствовать реализации проекта конституционных поправок.
Сами конституционные поправки также могут считаться признаком перехода к авторитарной системе, т.к. эти поправки дадут возможность легче сохранить политическую власть.
Ещё одним основным признаком авторитарной системы является зависимое состояние судебной системы или, так называемое, селективное правосудие, когда правящая система выше силы закона. Иначе говоря, правящая авторитарная группа или лицо может игнорировать закон. Обычно этот человек или группа людей считаются выше закона и доказательств, что в Армении правящая группа выше закона, предостаточно.
2015-ый год ознаменовался ещё одним событием. Несколько членов «Предпарламента» были арестованы без основательных доказательств. Более того, действующая власть смогла придать эмоциональные нюансы этому событию, связав его со столетием геноцида. Объясняя незаконные аресты членов «Предпарламента» эмоциональными аргументами, власти не случайно выбрали самый чувствительный и эмоциональный для армянской общественности отрезок времени за последние годы.
Если к вышеперечисленному прибавить насилие по отношению к другим лицам, проявившим гражданскую активность за последние 6 месяцев, применение силы по отношению к членам «Предпарламента» на границе с НКР, программу конституционных поправок, применение водометов против мирно протестующих граждан страны, незаконные аресты и применение силы против журналистов 23-го июня 2015 года, а также и другие тенденции, то можно констатировать резкий спад демократических процессов в Армении в 2015-ом году.
Учитывая эти перемены, происходящие в Армении, можно предположить, что в следующих докладах международных организаций Армения окажется рядом с другими членами Евразийского экономического союза в списке авторитарных стран.
Анна Памбухчян
«Союз Информированных Граждан»