Армянские языческие и христианские праздники с течением времени тесно переплелись, и лишь благодаря христианству удалось сохранить многие из них, сказал в пятницу журналистам директор института литературы Вардан Деврикян.
“У нас есть много народных праздников, которые представляют собой гармоничное и очень тесное переплетение национальных и христианских духовных традиций. Ярким примером тому служит горячо любимый армянским народом Вардавар”, — сказал Деврикян.
По его словам, многие ошибочно полагают, что христианство искоренило древние армянские языческие праздники и народные традиции, но это не так. “Наоборот, именно христианство помогло сохранить их и донести до наших дней, оно построило свои храмы на языческих капищах”, — сказал он.
Христианство, по словам Деврикяна, связало праздник Преображения Господне с Вардаваром, чтобы он обрел новый духовный смысл, сохранив в то же время элементы языческой культуры, имевшие право на существование.
“Я бы даже сказал, что Армянская Апостольская Церковь – это в каком-то смысле армянское язычество в христианской форме”, — добавил он.
В свою очередь художественный руководитель народного театра “Тонацуйц” Асмик Баграмян отметила, что, несмотря на более чем тысячелетнюю историю, праздник Вардавар достаточно хорошо сохранился, хотя и утратил многие свои элементы.
В настоящее время в народе этот праздник ассоциируется с обливанием друг друга водой, однако, в старину в этот день совершались паломничества в монастырь Сурб Карапет в Муше (территория современной Турции).
На территории Армении, по словам Баграмян, местом паломничества служит монастырь Ованаванк в Лори.
Вардавар считался также праздником кузнецов и канатоходцев, а также днем. когда пробовали новый урожай яблок.
“Согласно традиции, яблоки, как символ любви и плодородия, разрешалось есть лишь после празднования Вардвара, в народе считали, что это приносит счастье”, — заметила Баграмян.
Преображение Господне — один из пяти Великих праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе.
Согласно Евангелию, когда Спаситель с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
О Преображении Христа свидетельствуют евангелисты Матфей (17: 1-13), Марк (9:1-12) и Лука (9:28-36). «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ними беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мат. 17:2-8).
По преданию Армянской Церкви, Св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца Навасард (11 августа).
В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. К примеру, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя.
В VI веке Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).
Понедельник после Преображения — день поминовения усопших, говорится на официальном сайте Араратской Патриаршей Епархии.