Армения — самая нестабильная страна Закавказья, которая в июне 2015 года пережила массовые акции протеста. Манифестации и беспорядки были спровоцированы решением Комиссии по регулированию общественных услуг страны о повышении тарифов на электроэнергию. «Тарифная проблема — лишь часть более общих внутренних и внешнеполитических контекстов, переполненных значительными рисками». Такие выводы следуют из доклада «Оценка политических рисков в регионе Закавказья (Южного Кавказа)«, подготовленного российским коммуникационным холдингом Minchenko Consulting.
«Две из четырех госграниц страны (турецкая и азербайджанская) закрыты. Два оставшихся окна в мир — грузинский и иранский — тесно связаны с конфликтными контекстами российско-грузинских отношений, а также отношений между РФ и Западом, Тегераном и США,— отмечается в докладе.— Все это создает значительные барьеры на пути для масштабных инвестиций, консервирует бедность, не говоря уже о сохраняющейся опасности “разморозки” нагорно-карабахского конфликта»,— говорится в документе.
Среди причин нестабильности авторы доклада называют украинский кризис и его последствия, войну санкций между Россией и Западом, экономический кризис в России, а также «нарастающий хаос к югу от старой советской границы на всем ее протяжении» — в частности, усиление террористической группировки «Исламское государство» (ИГ).
По мнению экспертов, самое стабильное государство Закавказья это — Азербайджан. Про Азербайджан авторы доклада пишут, что в этой стране «самая сильная экономика Закавказья, привлекательная для иностранных инвесторов». «Разработка месторождений газа отчасти компенсирует падение доходов вследствие постепенного исчерпания запасов нефти»,— говорится в докладе.— «Серьезным козырем Баку была и остается его многовекторная внешняя политика и умение балансировать между интересами США, Европейского Союза, России, Турции, Ирана, Израиля и стран арабского мира»
Чуть хуже ситуация в Грузии. «Грузия остается страной со значительным количеством политических рисков»,— утверждают авторы доклада.— «Конкуренция между властной коалицией “Грузинская мечта” и оппозиционной партией «Единое национальное движение” продолжается на фоне эрозии и дробления первой и открытых преследований в отношении ряда политиков. В то же время «грузинский дрейф в сторону Запада», пока, по мнению авторов исследования, «не конвертируется в конкретные результаты». При этом заметно обостряется ситуация в непризнанной Южной Осетии и в Ахметовском районе Грузии (широко известном как Панкисское ущелье), что «вызвано ростом исламистских настроений там и вовлечением значительного количества выходцев оттуда в ряды ИГ».
Ситуация в Закавказье и так была крайне непростой, — пишут авторы доклада. «На Кавказе (включая Северный и Южный) после распада СССР произошло шесть вооруженных конфликтов. Большинство из них нельзя считать полностью урегулированными»,— говорится в докладе.— «На старые неразрешенные конфликты накладываются новые риски». В их числе авторы доклада назвали эскалацию насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе, усиление евроатлантических устремлений Грузии и укрепление позиций группировки «Исламское государство» Не менее серьезную озабоченность, по мнению авторов доклада, вызывают макроэкономическая стабильность стран региона, а также ситуация в социальной и внутриполитической сферах.
Еще один фактор — неопределенность политического будущего Турции (ей, как говорится в докладе, может грозить дестабилизация по образцу других стран, в которых случилась «арабская весна») и Ирана (он «может стать жертвой политической перестройки»).