Скандальный бизнесмен доказал свою чистоту перед российской Фемидой и подтвердил желание вернуться в Арцах
Азербайджанским правоохранителям не удалось арестовать Германа Стерлигова. Члены оперативно-следственной группы, состоящей из сотрудников Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Азербайджана, на прошлой неделе вылетели из Баку в Москву, прихватив с собой наручники.
Но из Москвы они вернулись ни с чем. Обращение к российским спецслужбам с просьбой помочь хотя бы допросить предпринимателя было отвергнуто. Сам Стерлигов заявил, что ему наплевать на претензии азербайджанских следователей. Арцах же он продолжает считать своим вторым домом и собирается в ближайшее время вновь там побывать.
Первая моя встреча с Германом Стерлиговым состоялась в далеком 1991-м году, когда первый советский легальный миллионер был на пике своей славы. Но президент биржи “Алиса” был тогда настолько занят, что интервью у нас не получилось. Побеседовать с ним по душам удалось лишь спустя 24 года. Встретились в тенистом абрикосовом саду, принадлежащем одному из его ереванских друзей. Герман Львович и сопровождающий его повсюду адвокат Артур Айрапетов выглядели слегка растерянными. Через считанные часы предстояла поездка в Москву, где, возможно, их ждал арест. К счастью, все уладилось. У российских правоохранителей претензий к Стерлигову не оказалось. Несмотря на определенные обязательства перед Азербайджаном в рамках СНГ-овских соглашений, Москва отказалась сдавать Алиеву своего гражданина. Следственный комитет России подтвердил, что обвинения, выдвинутые против Стерлигова в Баку, не могут быть основанием для возбуждения против него уголовного дела в Москве. Тем не менее спецслужбы Азербайджана продолжают донимать его бессмысленными угрозами.
Администрация Алиева обвиняет русского предпринимателя в совершении тягчайших преступлений, а именно — в “открытых призывах, направленных против государства” и в “незаконном пересечении государственной границы”. Это первый в истории случай, когда за посещение Арцаха на иностранца в Азербайджане заводят уголовное дело. Впрочем, следует учесть, что этот иностранец не просто гостил в Карабахе, но и публично заявлял о готовности с оружием в руках отстаивать свободу и независимость второго армянского государства. “Я не боюсь войны. Если Азербайджан начнет против Карабаха войну, я, как и другие его жители, возьму в руки автомат и буду защищать свой дом и свое хозяйство”, — заявил Стерлигов, отвечая на мой вопрос о том, не пугают ли его агрессивные речи бакинских милитаристов. Еще больше возмутило алиевских идеологов то, что Герман Стерлигов имел смелость рассказать простым азербайджанцам о том, как их сознанием манипулируют правители. В своем нашумевшем открытом “Письме из Карабаха” он открыл глаза обывателя на то, что бакинские власти десятилетиями вводят его в заблуждение. “Тезис, согласно которому Карабах — исторически азербайджанская земля, лег в основу большого обмана. Этот дьявольский обман миллионов честных и наивных людей вызывает готовность азербайджанцев отдавать свои жизни за ложную цель. Признание исторической правды, то есть того, что Карабах является исконно армянской землей, снимает всякую мотивацию войны между азербайджанцами и армянами. Только разоблачив начальную ложь, можно предотвратить новое большое кровопролитие, которое готовят враги азербайджанского и армянского народов”, — пишет Стерлигов.
Этой пощечины Стерлигову в Баку никогда не простят. Против него возбудили сразу несколько уголовных дел. Но попытки азербайджанских идеологов интернационализировать проблему не дали абсолютно никакого результата. Интерпол заявил о нежелании участвовать в навязываемом ему Азербайджаном фарсе. Международная организация уголовной полиции, получив из Баку официальный запрос на объявление Стерлигова в международный розыск, очень быстро разобралась с ситуацией и отказала Азербайджану. Комиссия Интерпола признала преследование в отношении российского бизнесмена политически мотивированным и противоречащим уставу организации. Соглашения о взаимной выдаче преступников, подписанные в рамках СНГ, тоже не стали основанием для экстрадиции. Недолгая беседа московских следователей со Стерлиговым в аэропорту “Домодедово”, которую в Баку попытались представить вначале как задержание, а затем как допрос, в действительности лишь подтвердила отсутствие у российских правоохранителей каких бы то ни было претензий. После всего этого было уже ясно, что миссия, с которой направилась в Москву совместная оперативно-следственная группа Генпрокуратуры и МВД Азербайджана, не имеет шансов на успех. Примечательно, что бакинские СМИ так ни слова и не написали о результатах поездки следователей и итогах их переговоров с российскими коллегами. А ведь Стерлигов отчетливо заявил, что если сотрудники российской прокуратуру предложат ему ответить на вопросы незваных азербайджанских гостей, он готов будет это сделать. Но таких предложений не поступило. Таким образом, становится ясным, что российские правоохранительные органы, не найдя в действиях Стерлигова состава преступления, указали азербайджанским следователям на дверь. И правильно сделали…
Дело, связанное с претензиями Азербайджанской Республики к гражданину Российской Федерации Герману Стерлигову, зашло в тупик. А вот претензии Стерлигова к Азербайджану все еще могут привести к судебному разбирательству. Адвокат бизнесмена Артур Айрапетов в начале сентября побывал в Страсбурге, где обсуждал детали подачи иска в Европейский суд по правам человека. Дело связано с нарушением Азербайджаном международной конвенции о свободе передвижения. В Баку в отношении Стерлигова ведут расследование, но ему самому при этом запрещают въезд на территорию страны, чем лишают возможности защищаться. Это противоречит европейским нормам.
Азербайджан потерпел поражение. Герман Стерлигов не только не отказался от пропаганды права арцахского народа на свободу, но и утроил усилия, направленные на вывод карабахского бизнеса из изоляции. Принадлежащая ему компания наращивает объемы экспорта в Россию уникальных продуктов с клеймом “Сделано в Нагорном Карабахе”. Одновременно Герман и его шушинский компаньон Мхитар расширяют бизнес по производству экологически чистых хлебопродуктов. Партнеры создают новые рабочие места с неплохой зарплатой и исправно отчисляют налоги в государственную казну. Вот что пишет о своих бизнес-планах сам Стерлигов: “У меня в Шуши уже работает мельница на каменных жерновах и тондыры для выпечки хлеба. Если интерес к женским целомудренным нарядам будет заметный, то еще и модельный дом у нас постоянно будет работать. Так что не верьте тем, кто говорит, что я уеду из Карабаха. Карабах стал мне вторым домом. Карабах я не брошу. Буду жить на два хозяйства — на российское и на карабахское. Мне в Карабахе очень нравится. Особенно нравится простой и честный армянский народ, от которого ничего, кроме добра и радушия, моя семья не видела…”.
Герман Стерлигов за несколько месяцев своей “карабахской эпопеи” сделал для Карабаха, наверное, больше, чем многие из народных избранников. Благодаря ему Арцах оказался в центре внимания десятков иностранных средств массовой информации. Как бы настойчиво ни искали некоторые наши коллеги потайные мотивы действий Стерлигова, очевидно одно — он действительно искренне полюбил Армению, при этом не рассчитывая ни на что в ответ. Можно, конечно, понять некоторую настороженность карабахских правителей, дистанцировавшихся от скандального российского гостя. (Стерлигова не сочли необходимым принять ни президент НКР, ни премьер и ни кто-либо другой из представителей высшего руководства.) Но даже если Герман Стерлигов и имел во всем этом свои личные мотивы, он достоин того, чтобы мы сказали ему “спасибо”. Ну и, конечно же, “до встречи”…
Артем Ерканян
«Новое время»