В Апелляционном исламском суде Тегерана завершился весьма необычный судебный процесс. На скамье подсудимых житель прикаспийского города Решт Мустафа Бордбар, обвиняемый в принятии христианства и пропаганде Евангелия. Подобные процессы в Иране не такая уж и редкость. Ведь вероотступничество в соседней стране считается уголовно наказуемым преступлением. Но это дело особое, так как имеет заметный армянский след. Дело в том, что духовным наставником вероотступника является наш соотечественник.
Мустафа Бордбар и его собратья во Христе были арестованы в ходе тайной рождественской литургии в подпольно действующей в пригороде Тегерана церкви. Все прихожане этого нелегально функционирующего молельного дома были этническими персами или азербайджанцами и приняли христианство в течение последних нескольких лет. Духовным предводителем общины был 60-летний тегеранский армянин Вруйр Аванесян. Он был задержан вместе с пятидесятью последователями и несколько дней содержался в тюрьме без соответствующего на то решения суда. За это время в его доме был проведен обыск, в ходе которого была изъята христианская литература на персидском, английском и армянском языках. После того как международные правозащитные организации выступили с протестом и потребовали освобождения миссионера, его отпустили под залог в 60 тысяч долларов. Где сейчас находится священник, неизвестно. По-видимому, ему было предложено покинуть страну. По крайней мере уголовное дело против него заведено не было, хотя именно он был признан главой “преступной группы, охотившейся за душами правоверных мусульман”. Что же касается “сбитых им с пути истинного”, то им повезло куда меньше. Крещенным Вруйром Аванесяном новообращенным христианам грозит лишение свободы сроком до десяти лет.
Этническая принадлежность духовного лидера действовавшей в подполье христианской общины стала причиной грязных спекуляций. Азербайджанские СМИ стали утверждать, что армяне тайно проповедуют среди иранской молодежи христианство с целью разложить общество и настроить новое поколение против правителей и действующего в стране политического строя. Провокаторы целенаправленно настраивают обывателя против Армянской Апостольской Церкви, которую обвиняют в причастности к миссионерской деятельности среди мусульман. Непроверенную информацию опубликовали и некоторые иранские сетевые издания. Так, агентство Mohabat News распространило сообщение, из которого следует, что Вруйр Аванесян является священником Армянской Апостольской Церкви. Издание также отмечало, что он “хорошо известен в среде иранских армян благодаря своим прекрасным вокальным данным”. Но позже выяснилось: быть может, пастор действительно неплохо поет шараканы, но к армянской церкви он не имеет никакого отношения. На самом деле преподобный Вруйр Аванесян являлся старшим пастором общины религиозной организации “Божья ассамблея”, объединяющей пятидесятников. Армянская Апостольская Церковь считает последователей этой конфессии сектантами и не вступает с ними в какие-либо контакты. Так что претензии, предъявляемые нашей епархии, абсолютно безосновательны.
Вруйр Аванесян — не первый иранский армянин, которого правоохранители обвинили в охоте за душами правоверных. В январе 2010-го органы контрразведки совместно с полицией задержали тегеранца Ваика Абраамяна и его жену Соню Кешиш Аванесян. Ваик был духовным лидером подпольной христианской общины, состоящей из новообращенных. Крещенные им персы собирались в специально арендованном им доме, который называли церковью. Преподобному Ваику Абраамяну было предъявлено обвинение в создании незаконной религиозной организации и в антигосударственных действиях. Спецслужбы назвали его “христианским сионистом”, осуществляющим “подрывную идеологическую деятельность”. Было доказано, что руководимая Ваиком структура финансировалась из-за рубежа и выполняла функции, не вполне свойственные религиозной организации. Известно, что супруги Абраамяны являются гражданами Нидерландов. Получив голландское подданство, чета вернулась на родину и посвятила себя миссионерству. Несмотря на многочисленные предупреждения о незаконности его действий и даже задержание, молодой пастор и его супруга продолжали пропагандировать Евангелие и крестить приходящих к ним мусульман.
Семейная пара, заявившаяся в чужой монастырь со своим уставом, поплатилась за нежелание уважать законы исламской республики. Хотя в апреле 2010-го суд и признал Ваика Абраамяна и Соню Аванесян невиновными и выпустил их на свободу, семья понесла невосполнимую утрату. В тюрьме беременная на тот момент Соня потеряла ребенка. Армянская община помогла соотечественнику чем смогла, хотя и не вполне разделяла некоторые его взгляды. Иранские армяне не считают, что жесткие меры, направленные против христиан-миссионеров, являются ущемлением прав религиозных меньшинств. Традиционные христианские церкви пользуются в Иране всесторонней поддержкой. С проблемами сталкиваются лишь те христианские миссионеры, которые проповедуют Слово Божье в среде мусульман. Версии относительно того, с какой именно целью это делается, могут быть разные. Роль иностранных спецслужб в этом исключать нельзя. Так или иначе, иранские армяне рассматривают действия спецслужб своей страны не как репрессии в отношении христиан, а скорее как не вполне адекватные меры, направленные против попыток подорвать устои общества.
Важно отметить, что иранская епархия Армянской Апостольской Церкви не одобряет верообращение. Мусульман, желающих принять христианство, в армянских церквах не крестят не потому, что считают это грехом, а из уважения к местным законам. Учитывая предельно корректную позицию, занятую в этом вопросе иерархами Апостольской Церкви, руководство и правоохранительные органы Ирана никогда не предъявляли епархии каких-либо претензий. Что же касается отдельных этнических армян, состоящих в руководстве неформальных религиозных структур, занимающихся сомнительной деятельностью, то Армянская Апостольская Церковь не может нести за них ответственность. Миссионеры армянской национальности в абсолютном своем большинстве являются последователями протестантского направления христианства и состоят в организациях, руководимых из Соединенных Штатов и стран Европы. Их единоверцы активно охотятся за душами и в Армении, что, естественно, вызывает беспокойство Святого Эчмиадзина. Так что армянские священники понимают озабоченность иранских спецслужб, хотя, полагаю, и не одобряют методы их работы.
Отдел политики
На основании приблизительных внутренних статистических данных, община иранских христиан превышает 100 000 чел., из которых примерно 80 тыс. человек составляют армяне и 20 тыс. — ассирийцы-халдеи. По конфессиональному признаку христианское население Ирана насчитывает примерно 80 тыс. православных, от 7 до 10 тыс. католиков и более 5 тыс. протестантов.
«Новое время»