Домой Аналитика и Геополитика Правительство Турции может возглавить убежденный армянофоб

Правительство Турции может возглавить убежденный армянофоб

201
0

Правительство Турции может возглавить убежденный армянофобПредстоящие в Турции парламентские выборы явно не приведут к потеплению отношений между Анкарой и Ереваном

До досрочных парламентских выборов в Турции еще полтора месяца, но в Анкаре уже всерьез обсуждаются имена вероятных кандидатов на пост премьер-министра. Конечно же, речь о том случае, если ныне правящей Партии справедливости и развития все же удастся победить на выборах и сформировать в меджлисе стабильное большинство. Политики, которых прочат в премьеры, нам хорошо знакомы. Примечательно, что самые большие шансы у деятелей, занимающих в Армянском вопросе крайне реакционную позицию. Перспектива прихода к власти ярых армянофобов выглядит вполне реальной и не может нас не беспокоить.

В досрочных выборах, которые состоятся первого ноября, примут участие 27 политических партий. Реальные шансы на преодоление девятипроцентного барьера есть только у четырех. Но если в новый парламент пройдут все те же четыре партии, которые прошли в меджлис в ходе июньских выборов, команде Эрдогана вряд ли удастся сформировать монолитное правительство. Элементарные арифметические действия с цифрами, отражающими результаты социологических исследований, позволяют заметить, что 50 процентов голосов в меджлис Партия справедливости и развития обеспечит лишь в случае, если одна из ныне представленных в парламенте партий не сумеет переступить электоральный барьер. Стало быть, задача правителей — расколоть электорат либо прокурдской Партии демократии народов, либо ультраправой Партии националистического движения. Работа ведется одновременно в обоих направлениях. Наращивая напряжение в восточных провинциях, Эрдоган склоняет умеренных курдских избирателей к отказу от поддержки Партии демократии народов. Этой же цели служит и включение в состав временного правительства трех курдов. Другой возможный сценарий — создание в курдонаселенных регионах страны ситуации, при которой голосование на предстоящих досрочных выборах станет невозможным. В результате этого ПДН лишится нескольких процентов голосов и не пройдет в меджлис, что создаст правящей партии условия для обретения большинства мест в меджлисе.

Партии справедливости и развития, рассчитывающей по-прежнему лишь на 40 процентов голосов, по большому счету все равно, кого именно исключать из игры — курдов или националистов. Но “испортить” националистов, похоже, будет легче. Потому в последние недели идеологи эрдогановский команды все больше внимания уделяют нанесению точечных ударов по Партии националистического движения. В результате этих точечных ударов ПНД уже оказалась на грани раскола. С одной стороны, власти санкционируют возбуждение уголовного дела в отношении председатели ПНД Девлета Бахчели, с другой стороны, ведут сепаратные переговоры с предводителями внутрипартийных фракций. Правителям уже удалось привлечь на свою сторону несколько харизматичных лидеров националистической партии. Тугрул Тюркеш, сын основателя НПД Альпарслана Тюркеша, принял предложение стать министром во временном правительстве. Соратники восприняли это как предательство и исключили его из партии. Предложение Тюркешу министерского портфеля политологи расценивают в качестве шага, нацеленного на внесение в ряды ПНД раскола. Если Тюркеш, пользующийся в партийной массе значительным авторитетом, пойдет на выборы под флагом Партии справедливости и развития, электорат ПНД будет раздроблен. В результате число голосов, поданных за националистов, снизится на 3-4 процента, и партия в парламент не пройдет. Сценарий Эрдогана сработает.

Стоит заметить, что вместе с Тюркешем из ПНД недавно был исключен и один из фактических лидеров азербайджанского лобби Турции бывший депутат меджлиса Синан Оган. По данным газеты “Джумхуриет”, он также проводил тайные встречи с руководством Партии справедливости и развития и взамен на обещание высокой должности якобы дал слово помогать им на выборах. Если в будущей администрации окажутся такие одиозные армянофобы, как Тугрул Тюркеш и Синан Оган, это вполне может сказаться на политике Анкары в регионе. В Баку на это искренне рассчитывают, связывая с Тюркешем, Синаном и другими идеологами пантюркизма большие надежды. Примечательно, что среди потенциальных кандидатов на пост премьера от Партии справедливости и развития тоже есть политики, прославившиеся откровенно антиармянскими высказываниями.

На состоявшемся в понедельник чрезвычайном съезде правящей партии вопрос о персоне будущего премьера (в случае победы на выборах) публично не обсуждался. Но уже сейчас эксперты уверенно утверждают, что нынешний глава правительства Ахмед Давутоглу на посту не останется. Об этом позволяет судить “чистка”, осуществленная в Совете партии. В ходе выборов нового руководящего органа по настоянию Эрдогана из списка кандидатов были исключены все сторонники Ахмеда Давутоглу. В то же время в Совет партии вошел зять президента Берат Альбайрак, в последнее время активно оппонирующий премьеру.

Постепенно начинает вырисовываться круг лиц, способных претендовать на пост премьер-министра. Наиболее вероятными претендентами считаются вице-премьер Ялчин Акдоган и главный советник президента Бинаи Йылдырым. На прошлой неделе была организована утечка информации о том, что Реджеп Тайип Эрдоган рассматривает сейчас именно эти две кандидатуры. Сведения были “слиты” посредством некоего весьма информированного блогера, скрывающегося в Twitter-е под псевдонимом Фуат Авни. Этот “тайный осведомитель”, судя по всему, вхож в “ближний круг” Эрдогана. Анонсируемые им события до сих пор не заставляли себя долго ждать. Точность его прогнозов близка к 100 процентам. Так вот, по сведениям Фуата Авни, Эрдоган предложил пост премьер-министра Абдулле Гюлю, но тот отказался, и теперь президент колеблется между Акдоганом и Йылдырымом.Правительство Турции может возглавить убежденный армянофоб

Оба этих политика в свое время успели отличиться заявлениями, выдающими их крайне реакционный подход к армянскому вопросу. Главный советник президента Бинали Йылдырым, еще будучи министром транспорта, мореходства и коммуникаций, заявлял, что Армения сможет пользоваться строящейся железной дорогой Карс — Ахалкалаки лишь в случае, если пойдет на уступки Азербайджану в карабахском вопросе. Это противоречит не только нормам международного права, но и публичным высказываниям представителей политического руководства Турции, отмечавших, что проект Карс — Ахалкалаки чисто коммерческий и не имеет целью изолировать Армению. Другой кандидат на пост премьера выступал в свое время с еще более провокационными оценками. Даже после того, как Реджеп Тайип Эрдоган 24 апреля позволил себе высказать армянам соболезнование, вице-премьер Ялчин Акдоган утверждал, что “каяться должны не турки, а армяне”. “Турции не за что просить прощения. В истории Турции не было никакого геноцида”, — заявил он. В разгар армяно-турецкой “футбольной дипломатии” Акдоган выступал своеобразным противовесом президенту Абдулле Гюлю, высказывавшемуся за развитие диалога в Ереваном.Правительство Турции может возглавить убежденный армянофоб

“Попытки Турции нормализовать отношения с Арменией не принесут результата”, — заявил он уже после подписания цюрихских протоколов. Акдоган настаивал на том, чтобы в вопросе установления с Арменией дипломатических отношений были выдвинуты предварительные условия, связанные с требованием Азербайджана. Вот цитата из его выступления: “Без освобождения азербайджанских земель от армянской оккупации о нормализации турецко-армянских отношений не может быть и речи. Интересы Азербайджана представляют особую важность для Турции, а нагорно-карабахский конфликт является проблемой так же и Турции…”.

И такие вот реакционеры претендуют на пост главы турецкого правительства. И это еще в лучшем случае. Ведь если Партия справедливости и развития потерпит на выборах поражение, коалиционное правительство, судя по всему, будет сформировано Народно-республиканской партией и Партией националистического движения. Создание такого альянса уж точно ничего хорошего нам не обещает. Таким образом, при любом исходе предстоящих парламентских выборов нам трудно будет рассчитывать на продуктивный диалог с Анкарой. Никогда не отличавшийся дружелюбием восточный сосед становится еще более непредсказуемым и еще менее любезным.

Источник: «Новое время»