Статья армянского политолога Армена Григоряна “Россия препятствует попыткам решить карабахский конфликт, а также ограничивает свободу выбора Армении в сфере внешней политики” впервые опубликована фондом The Jamestown Foundation в журнале Eurasia Daily Monitor 4 ноября 2015 г. Перевод на русский язык предоставлен Первому Информационному автором. Публикуем без сокращений:
В рамках регионального визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ представители России, Франции и США прибыли в Ереван 26 октября, а на следующий день посетили Нагорный Карабах и встретились с представителями властей непризнанной республики, после чего через линию соприкосновения сторон направились в Азербайджан. Сопредседатель от США Джеймс Уорлик сообщил, что перед переходом через линию соприкосновения члены миссии были вынуждены направиться в укрытие из-за стрельбы из огнестрельного оружия. Дж. Уорлик заявил, что произошедшее было неприемлемо (Twitter.com/AmbJamesWarlick, 27.10.2015).
Визиту сопредседателей предшествовал беспрецедентный рост напряженности на линии соприкосновения в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Уже в течение ряда лет на линии соприкосновения сторон активно использовались снайперы, а около года назад началось регулярное применение автоматического оружия. Однако в сентябре 2015 г. стороны впервые со времени подписания соглашения о прекращении огня в 1994 г. использовали артиллерию. Подобный рост напряженности дал повод ряду работающих в регионе и международных экспертов предположить, что ситуация может впоследствии перерасти в «случайную войну». Так, армянский эксперт в области международных отношений Ричард Гирагосян отметил, что произошедшее привело «к опасному возрастанию двусторонней напряженности, причем обеим сторонам становится все сложнее сделать шаг назад» (Al Jazeera, 29.9.2015). В свою очередь, известный американский эксперт по Южному Кавказу Томас де Ваал указал, что имеется «вероятность серьезного инцидента, который приведет к новой региональной войне, не нужной никому, хотя ни одна из сторон не готова отступить» (Politico.eu, 11.10.2015).
Находясь в Ереване, Дж. Уорлик сообщил представителям СМИ о имеющейся договоренности провести до конца года переговоры между президентами Армении и Азербайджана. Он также предложил сторонам конфликта создать совместную рабочую группу для переговоров на постоянной основе вместо нерегулярных встреч на уровне президентов и министров. Кроме того, он указал на необходимость возобновления консультаций с целью создания механизма для расследования приграничных инцидентов в рамках ОБСЕ (168.am, 26.10.2015). В отсутствие такого механизма стороны обвиняют друг друга в нагнетании напряженности, а также выражают недовольство деятельностью Минской группы и иных международных организаций, обвиняя их в предвзятости оценок в интересах другой стороны.
Хотя сопредседатели и призвали к более решительным действиям с целью решения конфликта, не следует ожидать прогресса в переговорном процессе в обозримой перспективе. Так, недавний рост напряженности произошел всего через несколько недель после предыдущего визита сопредседателей и председателя Европейского совета Дональда Туска, когда и была достигнута предварительная договоренность о встрече президентов (см. Eurasia Daily Monitor, 31.8.2015). Несмотря на все призывы к миру и продолжению переговоров, стороны конфликта не доверяют друг другу и в настоящее время не готовы к поиску точек соприкосновения.
Сверх того, стороны не уверены и в эффективности переговорного процесса. Как армянские, так и азербайджанские эксперты отмечают неоднозначную роль России. Так, директор ереванского Центра региональных исследований Р. Гирагосян отметил, что «Россия извлекла значительную пользу из неурегулированного конфликта… Москва играет ключевую роль, являясь не только посредником, но и основным поставщиком оружия для обеих сторон, и решающим фактором для возможности сдерживания либо вероятной катастрофы» (Al Jazeera, 29.9.2015). В свою очередь, азербайджанский эксперт в области безопасности Заур Шириев отметил: «Сложно надеяться, что Москва действительно желает прогресса в мирном урегулировании. Роль России в регионе, на самом деле, преимущественно состоит в торговле оружием» (см. Eurasia Daily Monitor, 14.9.2015).
Ряд западных экспертов также скептически оценивают возможность решения конфликта в условиях столь сильного российского влияния на страны региона. Т. де Ваал отмечает: «продавая оружие обеим сторонам и настраивая их друг против друга, Россия подрывает мир, установленный при ее же посредничестве в 1994 г.» (Politico.eu, 11.10.2015). Сотрудник Польского института международных отношений Конрад Заштовт также отмечает, что готовность России продавать оружие обеим сторонам приведет к ее ответственности в случае новой войны, а также указывает на то, что прогресс в мирном урегулировании маловероятен, поскольку Россия не заинтересована в нем, используя конфликт в качестве инструмента, позволяющего манипулировать как Арменией, так и Азербайджаном (1in.am, 29.10.2015).
В то же время, российский подход к проблеме был недавно сформулирован Сергеем Маркедоновым: результатом изменения статуса-кво в карабахском конфликте в дальнейшем станет уход России с Южного Кавказа. С. Маркедонов также отмечает, что Россия способна эффективно управлять как властными, так и оппозиционными партиями в Армении, и что несмотря на недовольство Еревана продажами российского оружия Азербайджану, эта торговля полезна для Москвы, поскольку она предотвращает «уход Баку в сферу западного влияния, как это произошло с Грузией» (Russiancouncil.ru, 23.10.2015).
Учитывая влияние России на Армению и низкопоклонство армянского правительства по отношению к русским, неудивительно, что визит вице-президента Ирана Эсхака Джаангири в Армению 14-15 октября не принес ощутимых результатов. Ранее в отношении данного визита высказывался осторожный оптимизм (см. Eurasia Daily Monitor, 1.9.2015). Отдельные иранские аналитики предполагали, что визит Э. Джаангири мог бы привести к началу реализации замороженных двусторонних экономических проектов, в том числе в области железнодорожного сообщения (Azatutyun.am, 14.10.2015). Однако, как отметил армянский аналитик Агаси Енокян, Армении не позволено проводить самостоятельную политику, так что ряд проектов не может быть реализован, несмотря на готовность Ирана инвестировать в них (Aravot.am, 21.10.2015).
Пока также неочевидно, к какому результату приведут переговоры о новом рамочном договоре с ЕС. В октябре Совет ЕС по международным отношениям уполномочил Европейскую комиссию начать переговоры. Подобная возможность после Рижского саммита Восточного партнерства предполагалась ранее (см. Eurasia Daily Monitor, 25.3.2015). Посетивший Ереван 17 октября глава делегации ЕС Люк-Пьер Девинь призвал правительство Армении «на этот раз не побояться и подписать договор» (Irates.am, 17.10.2015). Однако сама формулировка, использованная Л.-П. Девинем, предполагает, что окончательное решение может опять быть принято не в Ереване, а в Москве.
Источник:1in.am