Турецкий бизнес, турецкая политическая элита умеют работать с политической элитой и бизнесом других стран, считает начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.
По его словам, политические выгоды, экономические выгоды страны-партнера Турцию не интересуют. «Для Турции важно найти в рядах политиков и бизнесменов лоббистов своих интересов. Это у них получается. Так же действуют западные идеологи и политики. Есть, это факт, сильное протурецкое лобби в Азербайджане, Грузии. И в Татарстане. Весь политический класс Грузии времен Саакашвили был протурецким, достаточно сказать, что мама Михаила Николаевича Саакашвили напрямую работала на Турцию», — сказал Атаев в интервью lenta.ru.
Он напомнил, что порядка 72 процентов аджарской региональной экономики — это Турция. Турция заходит в регион на нескольких уровнях: религиозном (в частности, продвижение идеологии Фетхуллаха Гюлена), экономическом (работа с региональными торгово-промышленными палатами, крупными строительными компаниями, инвестиционными фондами), и, конечно, политическом.
«Дверь в дверь, глаза в глаза осуществляется работа, которая дает реальный позитивный результат. Протурецкие проекты выросли на территории России, Молдавии — в Гагаузии, на Украине, не говоря уже об Азербайджане и Грузии. Протурецкие проекты живут и развиваются в странах Центральной Азии», — сказал эксперт.
Он отметил, что это многоуровневая система подготовки: обучение в гимназиях, развитие межрегиональных и межстрановых контактов, обучение языку, литературе. «Язык тоже используется как оружие. Выстраивается четкая парадигма, чего не хватает многим странам постсоветского пространства, прежде всего тем, кто противостоят этой экспансии идеологически и цивилизационно», — сказал Атаев.
Он считает, что у России не получится «выключить» турецкий фактор на Кавказе. «России стоило огромных трудов нивелировать турецкий фактор на Северном Кавказе. В середине 90-х из Турции осуществлялась активная поддержка террористических организаций, действовавших под эгидой сперва ичкерийского проекта, а потом и проекта «Имарат Кавказ». До сих пор многие идеологи терроризма и радикализма, такие как Мовлади Удугов, живут и работают в Турции. Родственники предпоследнего лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова тоже живут в Турции. Что же говорить о Южном Кавказе? Тут рычагов ослабления негативного влияния на политику Азербайджана и Грузии у России нет», — сказал эксперт.