Корабли из Норвегии и США идут в Азию. И надо сказать, что прибалты, строившие терминал "Индепенденс" как символ независимости от российского газа, всё же в итоге сделали выбор в пользу экономической целесообразности.
По итогам прошлого года доля российского СПГ на терминале в Клайпеде увеличилась на 9%, почти до четверти от общего объёма поставок. Танкер из порта Высоцк идёт меньше двух дней, из США – несколько недель, и никакая геополитика не может компенсировать логистические издержки.
По контракту с Норвегией Литва обязана покупать не менее четырёх крупнотоннажных танкеров в год, которые каждый раз обходятся дороже рынка. Так что российский газ – не только трубопроводный, но и сжиженный – опять оказался самым выгодным. Возможно, официальный Вильнюс немного успокаивает тот факт, что ключевой партнёр в данной сфере не "Газпром", который демонизируют западные СМИ, а "Новатэк".
Цены на газ в Европе, между тем, вплотную приблизились к отметке в тысячу долларов, а в ходе торговой сессии даже пересекали её. Важными факторами остаются аномально тёплый январь и рекордные поставки СПГ, но участников рынка вновь стал беспокоить уровень запасов.
По данным отраслевой ассоциации, заполненность газовых хранилищ Европы упала ниже половины. Текущий показатель на 16 процентов ниже средней сезонной нормы за последние пять лет. Британская компания Вуд Макензи в связи с этим рассматривает два сценария.
В относительно благоприятном – поставки из России сохраняются на текущем уровне, климатические условия тоже особо не меняются. В этом случае у Европы к концу марта остаётся менее 15 миллиардов кубометров газа. Это исторический минимум, но лучше, чем ничего.
Второй сценарий – ухудшение погоды. Спрос увеличится на 10 миллиардов кубов, и тогда топлива по сути не останется. Если летом к восполнению запасов не будет подключен "Северный поток – 2", Европе не избежать газового кризиса. И это мнение британских, а не российских экспертов.