Республика Армения отмечает Праздник независимости. Даже при всех условностях и оговорках, которым (особенно в современной мировой практике и теории) подвержено понятие «независимость», оно все равно продолжает оставаться не только юридической, но и вполне фактической категорией. И речь не о государственной символике или географических координатах члена ООН, которые так легко опознать на разноцветной карте мира. Есть в мире и непризнанные международным сообществом политические субъекты, которые в своем развитии никак не менее свободны, нежели половина из числа признанных стран.
Независимость государства – это прежде всего предоставленная его гражданам (или завоеванная гражданами) возможность самим свободно обустраивать свой внутренний мир, самим свободно определять в своей стране систему ценностей и нравов, самим по ранжиру расставлять приоритеты. И в этом отношении (тоже) Республика Армения — реально независимое государство.
ВОТ УЖЕ ДВАДЦАТЬ ДВА ГОДА НЕТ В МИРЕ НИ ОДНОЙ СТРАНЫ, в том числе ни одной ведущей державы, которая указывала бы гражданам РА, на каком языке и как им общаться, какие науки изучать и на каком уровне, какие фильмы снимать, какие сценарии писать, какие концерты давать, как строить здания, какие культурные слои не уничтожать, кого признавать авторитетом, как организовывать работу транспорта, как содержать подъезды, как водить машину, как переходить улицу и т. д. Все эти вопросы находятся вне зоны непосредственных интересов ведущих держав, однако именно из ответов на эти вопросы и слагается базис независимости. Все остальное – надстройка.
Надстройка, которая вполне может находиться (и зачастую находится) в зоне интересов сильных мира сего. Это — вопросы, связанные преимущественно с внешнеполитической ориентацией, как, например, суверенный выбор — состоять или не состоять в том или ином военно-стратегическом или торгово-экономическом блоке. Конечно, имеются разные механизмы давления на государства, но неоспорим и тот факт, что при наличии прочного базиса спектр применения механизмов резко сужается с перспективой его превращения в бесконечно малую величину.
Двадцать вторая годовщина независимости РА совпала с периодом официально заявленной готовности стать участницей Таможенного союза под эгидой России. В преддверии Вильнюсского саммита Восточного партнерства это заявление не могло не быть истолковано в качестве самой однозначной за последнее время констатации внешнеполитического вектора республики. Чуткий секундомер мировых часов обусловил обостренные выступления в черте нашего часового пояса: общественно-политические силы раскололись на «за» и «против», хотя трещины пролегли у нас не на плоскости надстройки, а на базовой площадке независимости.
Вопрос даже не в том, какая именно модель перспективного военно-политического и торгово-экономического развития в максимальной степени соответствует интересам и потенциалу республики: каждый из этих векторов является в известном смысле вынужденным выбором (менее свободным, менее независимым, менее суверенным), и здесь оппоненты действительно могут долго спорить.
НАИБОЛЕЕ ТОЧНЫМ ОТРАЖЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АРМЯНСКОГО общества и его элиты является слагающий фундамент независимости, однако постоянно размываемый социальными и нравственными язвами базис. Проблема в том, что прогрессирующие день ото дня на этой зеркальной площадке рецидивы абсолютно свободны и суверенны, так как здесь нет других кураторов, кроме нас самих, так как находятся они вне зоны непосредственных интересов внешних структур. Базис определяет реальную планку собственно армянского потенциала (стремлений и чаяний) в условиях действительно суверенного существования.
В течение почти четверти века своей независимости суверенная Армения оказалась не в состоянии произвести на свет хотя бы одного из числа тех, кто родился в прошлом столетии, в период, когда наша страна находилась в составе СССР. Едва ли имеет смысл перечислять имена выдающихся соотечественников, которые так громко, достойно и так постоянно заявляли о себе практически во всех сферах человеческой деятельности. Вот уже двадцать лет наши политические и экономические элиты пытаются внедрить в общественные мозги культ денег и сопутствующую этому культу бредовую мысль о том, что степень материального достатка человека прямо пропорциональна степени его состоятельности как индивида.
Не физики и математики, не писатели и поэты, не музыканты и художники, не строители и инженеры являются сегодня национальным достоянием суверенной Армении, а завоевавшие коридоры власти и бизнеса временщики и проходимцы. Их низменные вкусы и страсти обслуживаются армией лабухов и маляров, которые возводятся в ранг музыкантов и художников, принимаются публикой и награждаются медалями и орденами за заслуги перед Отечеством.
Не русские с американцами, не турки с азербайджанцами, никто не определяет систему наших нравов. Никто не рождает для нас новых авторитетов вместо тех же Арама Хачатуряна или Виктора Амбарцумяна. Суверенная Армения не предоставляет возможности своим гражданам реализовывать свой потенциал, если только этот потенциал не связан с криминалом, жестокостью, невежеством и алчностью. Именно из среды носителей этих «ценностей» и рождаются у нас политики и олигархи – собирательное лицо суверенитета РА.
Арис КАЗИНЯН
Голос АРМЕНИИ