Домой Азербайджан Разгром азербайджанского кафе в Воронеже

Разгром азербайджанского кафе в Воронеже

300
0

Несколько десятков парней в масках и с битами напали на забегаловку кавказцев. Интернет зачавкал: «Власть доигралась! Ребята молодцы!» Полиция деликатно молчит. А местные жители вздыхают с облегчением…

Улица Матросова, 139 в Воронеже — это вообще-то общежитие Минобороны. Но теперь вся страна в курсе: это еще и целое кафе «Встреча», в котором вооруженная толпа едва не поубивала азербайджанцев. А само кафе… Сарайчик с железной дверью с разболтанной ручкой и самоваром на вывеске. За дверью — грязная кухня, 12 деревянных столов, «барная стойка» (не меньше), две музыкальные колонки и часы с портретом бывшего президента. Трубка, чей номер телефона в интернете значится как «заказ столика», сообщает: «Я дурук, ты дурук, мы криминальный круг» (спокойно: это песня. О друзьях).

С обратной стороны — парикмахерская. Рядом — мутная пристройка с табличкой «Живое пиво» и окошком, в котором вроде как продают… конфеты. Рядом с пристройкой — традиционный кавказский развал: дыни — перец — виноград… В общем, полный комплект инфраструктуры на сотне квадратных метров. А с 22 сентября — центр притяжения журналистов и погремушка для виртуальных «бандерлогов».

…02.41 — именно это время на первом кадре с камеры наблюдения над входом в кафе: стая кого-то (треники, капюшоны на лбах, черные тряпки на лицах) стреляет в воздух, дубасит по окнам и перетекает внутрь. Дальше — стреляет и дубасит уже внутри… Столы и — с особым надрывом — какого-то дядю в углу… Фееричный кадр: девица в дверном проеме в футболке и… трусах… Толпа в трениках вытекает…
Вся эта нарезка крутится меньше двух минут. Итог: кроме горы стекла — четыре дырки в потолке, три сколотых столешницы, треснувшее зеркало и два человека в больнице: один из хозяев-азербайджанцев — со сломанными предплечьями и русский посетитель с разбитой головой.

…Через день полиция сообщила: задержаны шесть подозреваемых в нападении (дракой, как пишут некоторые, это явно не назовешь). Из другой информации — сухие крошки. Воронежцы, от 19 до 25 лет, под подпиской, остальных ищем. Статья «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору». И именно это стало шилом, уколовшим определенную часть и СМИ, и блогеров: «Ага, всего-то хулиганство… Нацвопрос замылили!»

Сообщения о погроме растиражировали определенного толка сайты, и самые печатные комментарии под заметками — «хорошая новость» и «дрова, валите домой» (уж простите, но эта ересь в головах наших сограждан). Притом никто не вникает: в той самой «хулиганке» есть и «национальный» подпункт (хоть на наказание он в итоге никак не влияет). А сама полиция в официальных комментариях его деликатно обходит.

«ВЫБИРАЛИ ИНОСТРАНЦЕВ»

Кто в первую очередь за версию «беспредел против кавказцев» — собственно, сами кавказцы, хозяева и сотрудники «Встречи». Я общалась с несколькими. Вразнобой, но все твердят одно (на сносном, кстати, русском): «В бизнесе врагов нет, со всеми дружим, пострадали за цвет». События в их изложении:

— Был полный зал — человек 50. Да, в основном иностранцы. Когда ворвалась эта толпа — человек под 30! — кидались именно на них, русских не трогали. Нет, не обзывали, не оскорбляли, просто крушили все. У них были биты, куски арматуры… Держали с улицы дверь «черного» входа — чтобы никто через него не убежал… Ясно, что готовились заранее, спланировали. Тот русский парень, который попал в больницу, пострадал просто случайно.

«Русского парня» 26-го числа выписали из нейрохирургии. Сам из Калача, и в кафе, говорит, его в тот вечер привела подружка. Он сидел спиной ко входу. У него темные, почти черные волосы…

Между тем в областном главке МВД мне все-таки уточнили: «в националистических группировках задержанные не состоят». Собственный источник в силовых структурах заверил: экстремизмом там и не пахнет. Правда, в неофициальных беседах полицейские объясняют: проверяются все версии — это закон жанра. Главное сейчас — найти организатора (которого, скорее всего, в своре и не было), а шпана в трениках внятных объяснений пока не дает.

Что еще ставит «нацвопрос» под большой вопрос — это последствия. Сильнее всего, напомню, досталось только одному из арендаторов кафе. Калачеевца, не исключено, просто неудачно стукнули по ходу. И хотя азербайджанцы уверяют: другие просто не пошли к врачам… Если бы те, кого они подозревают, хотели убить — убили бы.

Но самое интересное: воронежские националисты предысторию видят не в цвете волос. Юрист Евгений Мазепин, который не скрывает своих взглядов и организовал в Воронеже региональное общественно-политическое движение «Народный патриотический союз», говорит о проблемах системы:

— Это кафе давно пользовалось сомнительной репутацией, местные жители неоднократно обращались в мэрию, полицию, прокуратуру района с жалобами на громкую музыку в ночное время, постоянные выяснения отношений между посетителями заведения. По моим данным, владельцев кафе даже привлекали к административной ответственности по статье «нарушение общественного порядка». Правда, наказание никак не повлияло на политику заведения. В итоге нет действенных мер со стороны государственной власти — и градус «толерантности» к выходцам с Кавказа перешел предел обычной гостеприимности воронежцев. То, что случилось воскресной ночью, — самозащита местных жителей от произвола, хамства и безнаказанности, которые устроили иностранцы. И когда СМИ пытаются увязать этот погром с экстремизмом, мне интересно: а где были эти СМИ, пока владельцы кафе издевались над жильцами близлежащих домов? Это ли не экстремизм?

Я вам больше скажу: в редакции есть документ, в котором полиция «благодарит» жильцов за «информацию о нарушениях» в кафе «Встреча». В том числе — торговле паленой водкой.

«НАЧАЛИ ЖАЛОВАТЬСЯ — НАМ ПОБИЛИ ОКНА»

И ведь местные рассказали мне то же самое. По их словам, особенно трясло как раз общагу Минобороны — махонькую трехэтажку. Разные забегаловки в сарае с железной дверью работают уже давно, и содержат их все время иностранцы. Люди говорят: когда там был дневной режим — да ради бога. Но пару лет назад кафе перешло в ночную смену, и начался мрак. Жители объявили войну — бумажную.

— Шум и даже выстрелы — обычное дело. Жить стало не просто невыносимо — страшно, — рассказывает одна из женщин (имя называть не стану. Мало ли. — Авт.) — Куда мы только ни писали: да-да, и мэру, и в прокуратуру… Еще депутату, губернатору, в МЧС… В ответ одни отписки: все законно. Там по документам якобы вообще ларек! Спасатели, правда, молодцы — пришли, проверили, нашли кучу нарушений… Но что они могут сделать, если даже прокуратура — представляете! — не смогла. В личных беседах нам давали понять: есть покровители, успокойтесь. А еще, когда мы начали жаловаться, в квартирах побили окна…

Эта женщина теперь переехала, но вот рассказы других жильцов: «Дочь из института встречаем даже днем… А что, опять дрались? Мы воплям не придали значения — привыкли…»
Еще местные выяснили: кафе вроде стоит на пожарном гидранте. То есть, если ЧП, подключиться к нему невозможно…

…Про «странности» «Встречи» говорил мне и Мехти Мехтиев, председатель общественной организации азербайджанцев в Воронеже «Единство — Бирлик». Ее цель — развитие культурных отношений, а на Матросова, похоже, развивали несколько иные отношения (вспомните девицу в трусах).

— Сомнительный контингент у этого кафе, — вздыхает Мехтиев. — И в том, что случилось, думаю, нет национальной подоплеки: какие-то свои разборки. Очень неприятно. Можете так и написать: председатель сказал, подобные заведения — просто позор!

А я напишу еще вот что. При всем том дыни у кавказцев уходят влет, и те же местные дедушки жмут продавцам руки. Мне и фотографу сотрудники кафе быстро сделали горячий чай — мы уже впадали в анабиоз от холода, собирая на них же компромат. И самую здравую вещь сказал мне именно азербайджанец — второй владелец кафе: «Если у кого-то претензии к нам и нашей работе, почему не разобраться лично с нами? Зачем нападать на невинных безоружных людей?»

К слову, «бирлик» по-азербайджански и есть «единство». А из чего палила той ночью стая в трениках, полицейские еще выясняют. Предварительно: оружие было газовым. Неофициально для чайников пояснили: «Если из такого выстрелить в глаз, глаза не будет»…

Татьяна ТЕЛЬПИС «Комсомольская правда»