Нерешительность украинской дипломатии не должна мешать назвать вещи своими именами: геноцид армян – преступление. Об этом пишет колумнист популярного украинского издания Liga.net Георгий Эрман в статье «Нужно ли Украине признать геноцид армян» и продолжает:
«Сто лет назад произошло одно из самых ужасных преступлений в истории человечества. Власти Османской империи начали процесс истребления армянского населения, пытаясь создать этнически однородное государство без христианских меньшинств. Сначала была уничтожена интеллектуальная элита армян, а затем организована депортация более 2 млн человек в пустынные районы. Во время маршей смерти военнослужащие империи истребляли мужчин, старики и дети умирали от истощения и болезней. В ряде регионов была организована резня без каких-либо депортаций – людей расстреливали, сбрасывали в ущелья, топили, детей и женщин продавали в рабство, насильно обращали в ислам. Имперское правительство Турции вовлекало мусульманское население в эти преступления распространением слухов о несметных богатствах армянских семей. Уже к концу лета 1915 года было уничтожено до 1,5 млн человек. Нескольким сотням тысяч армян удалось выжить – большинство эмигрировали в другие страны, некоторые мусульманские семьи взяли на воспитание выживших армянских детей. Древняя армянская цивилизация, которая существовала в Восточной Анатолии более двух тысяч лет, была практически уничтожена. Сегодня о ней напоминают лишь заброшенные кладбища и немногие христианские храмы, которые не были разрушены или переделаны в мечети.
К сожалению, в республиканской светской Турции с момента ее создания Мустафой Кемалем Ататюрком политика отрицания геноцида армян стала частью государственной идеологии. Нынешнее руководство Турции во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом и Ахметом Давутоглу выражает соболезнования армянам, но по-прежнему отказывается признать факт геноцида. В общественном дискурсе Турции также доминирует отрицание факта преступления, а нередко на армян возлагается ответственность за якобы спровоцированные события 1915 года. Лишь немногие турецкие интеллектуалы, среди которых всемирно известные писатель Орхан Памук и режиссер Фатих Акин, признают геноцид армян.
Своими действиями турецкое правительство защищает имперское прошлое, вместо того чтобы действительно залечить исторические раны. Между тем, многие страны, которые допустили подобные преступления, давно признали их и принесли извинения. Германия признала ответственность за Холокост и геноцид африканцев в Намибии. Во Франции предали гласности военные преступления, совершенные во время войны в Алжире. Билл Клинтон в 1999 году попросил прощения у гватемальцев за то, что обученные американскими инструкторами гватемальские военные уничтожили в 1980-х годах 200 тысяч индейцев майя.
Турецкие власти не хотят наследовать подобный опыт. Возможно, боятся, что признание геноцида приведет к требованию со стороны национальных меньшинств – курдов и армян – обеспечить большие политические права, а также к потере избирателей, воспитанных в традиции отрицания геноцида. На этом фоне показательным является обвинение турецкой стороной России в депортациях и геноциде, после того как Путин признал геноцид армян. Два сапога пара – обе страны застряли в имперском прошлом, пытаясь скрыть преступления. А Россия продолжает совершать подобные преступления и сейчас, организовав войну в Донбассе.
Для Украины признание геноцида армян важно уже потому, что украинцы сами стали жертвой подобных преступлений при сталинском режиме. Геноцид армян по методам и целям его организаторов мало отличался от Голодомора и депортации крымских татар, от Холокоста. Призывая признать Голодомор геноцидом, нельзя забывать о судьбе армян, курдов, черкесов и многих других народов, которые также стали жертвами преступлений колониальных империй. Признание геноцида – это долг перед армянской общиной Украины, которая насчитывает от 100 до 500 тысяч граждан, перед теми людьми, которые стали частью украинской культуры и истории – Сергеем Параджановым, Романом Балаяном, Сергеем Нигояном. Геноцид армян признали десятки стран в той или иной форме – на уровне правительств, парламентов, местных органов власти.
Пожалуй, единственным препятствием для признания геноцида является тяжелое состояние нашей экономики. Турция – один из важнейших торговых партнеров Украины, куда в прошлом году проданы украинские товары на сумму $3,7 млрд. В Украине работают свыше 500 турецких компаний. Признание геноцида армян не приведет к разрыву всех деловых связей, но может ухудшить позиции украинских экспортеров и привести к потере рабочих мест.
С другой стороны, политика турецкого руководства по отношению к Украине после аннексии Крыма крайне противоречива. Официально турецкие власти поддерживают территориальную целостность Украины и права крымских татар в оккупированном Крыму. В то же время правительство Эрдогана продолжает укреплять сотрудничество с Россией. Турция готовится принять участие в проекте Турецкий поток, который по замыслу Кремля должен лишить Украину роли главного транзитера газа к 2019 году, запрещает проход танкеров со сжиженным газом для Украины через пролив Босфор, увеличила поставки продовольственных товаров в Россию после введения администрацией Путина санкций против производителей из стран ЕС. Турция также не присоединилась к западным санкциям против РФ, а турецкие корабли заходят в порты Крыма. Таким образом, под угрозу ставится энергетическая безопасность Украины и меры по сдерживанию российской агрессии.
Сейчас вопрос признания геноцида армян натолкнется на сопротивление чиновников и дипломатов из-за экономических трудностей и нежелания обострять и без того непростые отношения с Турцией. Но это вовсе не означает, что на уровне экспертного сообщества, медиа, образовательных программ нельзя называть вещи своими именами, и требовать признания геноцида от политиков. Тем более, что нынешнее турецкое руководство сложно заподозрить в симпатии к Украине».