Режим Ильхама Алиева становится все смешнее. «Использование сопредседателями МГ ОБСЕ и Госдепом США выражения «народ Нагорного Карабаха» неприемлемо», — заявил на днях глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.
Столь раздраженная реакция официального Баку последовала в ответ на заявления ЕС, Госдепа США и Минской группы ОБСЕ в связи с парламентскими выборами в Арцахе. Как известно, в заявлениях отмечено, что вышеназванные структуры не признают выборов в Нагорном Карабахе, но уточнено: это связано с тем, что признать выборы означает признать статус Нагорного Карабаха.
Так, ЕС заявил, что не признает конституционные и правовые рамки выборов в Нагорном Карабахе, а Госдеп США фактически повторил следующее заявление Минской группы ОБСЕ: «В контексте всеобъемлющего урегулирования конфликта мы признаем роль народа Нагорного Карабаха в определении своего будущего. Тем не менее ни одна из наших трех стран, ни любая другая страна не признает Нагорный Карабах в качестве независимого и суверенного государства. Соответственно, мы не принимаем результатов этих выборов в качестве фактора, влияющего на правовой статус Нагорного Карабаха».
Заметим, в предыдущих заявлениях тех же ЕС, МГ ОБСЕ или Белого дома в связи с выборами в Арцахе (будь то местные, парламентские или президентские выборы) таких уточнений не содержалось. И, хотя за нынешними заявлениями не стоит искать большой сенсации, нельзя не отметить: понадобились годы и не одна демократическая избирательная процедура в Арцахе, чтобы мировое сообщество изменило акценты своих заявлений. Конечно, немалую роль тут сыграли и кропотливая и конструктивная работа армянской стороны и последовательная деструктивная позиция Азербайджана в ходе переговорного процесса.
В последнее время эта деструктивность становится все более вызывающей: если армянская сторона не раз подтверждала свою готовность к мирному урегулированию конфликта на основе трех главных принципов, предложенных посредниками, то Баку не только постоянно провоцирует напряжение на границе, но и отказывается признать право Арцаха на самоопределение. Однако, как видим, заявление МГ ОБСЕ о признании роли народа Нагорного Карабаха в вопросе определения своего будущего еще раз подчеркивает изолированность позиции Баку.
Так что нервная реакция МИД Азербайджана на заявления посредников по урегулированию конфликта отнюдь не случайна. «Нет народа Нагорного Карабаха», — протрубил МИД Азербайджана, который уже докатился до абсурдного лая, точно отражающего искаженную реальность, в которой уже достаточно долгое время пребывают наши соседи по региону. Для них нет народа Нагорного Карабаха, не было «сумгаита» и проигранной войны в результате агрессии Азербайджана против Арцаха, нет потерь азербайджанских военных в результате своих же диверсий. Вообще нет ничего, кроме Азербайджана, в гордом одиночестве широко шагающего в никуда.
P.S. Что касается заявлений международных структур о непризнании выборов в Арцахе, дабы не предопределять статус Нагорного Карабаха, их можно понять. С точки зрения посредников и других региональных игроков признание выборов означает признание карабахского избирательного законодательства, следовательно — Конституции НКР, следовательно — независимости Арцаха. Мировое сообщество к этому еще не готово. Но, судя по динамике изменения содержания заявлений посредников и по оценкам избирательного процесса в Арцахе со стороны международных наблюдателей, подобная перспектива вырисовывается все отчетливее.
«Голос Армении»