В семи километрах к западу от Москвы по Рублево-Успенскому шоссе трехметровый зеленый металлический забор проходит через прохладный сосновый лес. За забором расположен поселок Сады Майендорф, участок в эксклюзивном и скрытом от посторонних глаз районе Рублевка, которая является домом миллионеров из списка Forbes, депутатов Государственной Думы и высокопоставленных государственных чиновников.
Владелицей одного из домов является Лейла Алиева, старшая дочь президента Азербайджана Ильхама Алиева, которой согласно разным источникам либо 30 либо 31 год. Эксперты сообщили Проекту по проведению расследований по организованной преступности и коррупции (OCCRP), что ее собственность, вероятно, стоит десятки миллионов, учитывая, что в настоящее время средняя стоимость домов в этом поселке составляет 37 миллионов долларов США.
OCCRP отслеживали состояние первой семьи, и эта дача является лишь одним из многих роскошных особняков, которыми владеют Алиевы по всему миру, несмотря на то, что на протяжении большей части своей жизни Ильхам Алиев находился только на посту государственного служащего.
Невежливые люди
Рублево-Успенское шоссе — это дорога, поддерживаемая в безупречном состоянии, по которой президент Владимир Путин проезжает каждый день из своей резиденции в Кремль.
Когда Путин проезжает по дороге, другие водители должны дождаться, пока его автомобиль пролетит в окружении черных машин с мигалками.
Все, кто не президент, должны рассчитывать провести время в долгих пробках, при этом, как правило, какой-нибудь черный Mercedes или белый Lexus будут сигналить сзади, чтобы им уступили дорогу. Когда они начинают обгонять, нетерпеливые водители на более медленных автомобилях могут сопровождать их нелестными словами.
Во время поездки в Сады Майендорф обгоняющие водители называли репортера OCCRP некоторыми нелестными именами, из которых наиболее подходящими для печати были «глупый дурак!» и «мразь!»
Вам здесь не рады
Поселок Сады Майендорф был построен на территории бывшего советского санатория Барвиха, который был государственной собственностью до 2001 года. Согласно агентам по недвижимости, ландшафт в этом огражденном поселке включает в себя озера и холмы, похожие на альпийские пейзажи.
Это всего в нескольких минутах ходьбы от замка Майендорф, отреставрированного семейного поместья, которое Путин любит использовать для официальных мероприятий. Это удобно для него — его официальная резиденция в Ново-Огарево находится всего в нескольких минутах езды от замка Майендорф, построенного на рубеже веков, от которого местность и получила свое название.
Согласно документам, полученным OCCRP, Лейла Алиева получила собственность в шикарном закрытом поселке в мае 2006 г. сразу после того, как она вышла замуж за Эмина Агаларова, российского поп-певца и предпринимателя азербайджанского происхождения, который также является сыном крупного московского девелопера. Пара объявила, что они разводятся в мае этого года.
В то время как район Барвиха был популярен среди советской элиты еще в сталинские годы, в начале этого века произошел стремительный рост нового эксклюзивного района вдоль Рублево-Успенского шоссе, называемый Рублевкой.
Таких поселков много: Жуковка, Барвиха, Горки и т.д. Один из домов в Барвиха в этом году вошел в список 15 самых дорогих арендуемых собственностей в мире. Рублевка стала для российских граждан символом богатства и элитарности, но элитарности особого рода. Люди считают, что такая чрезвычайно дорогая недвижимость находится вне досягаемости для людей, зарабатывающих честным трудом. И сооружение трехметровых заборов, кажется, поддерживает это восприятие.
Ничто не преуспевает так, как излишество
Изначально, обычные люди пытались заглянуть за заборы, и книги и фильмы о жизни на Рублевке пользовались популярностью. Но со временем общественность свыклась с такой роскошью, и кажется, что лишь немногие в настоящее время удивляются тому, что такие дома стоят десятки миллионов долларов.
Рублевка, возможно, даже немного утратила свой блеск, так как состоятельные люди теперь имеют дома на Лазурном берегу или в Майами. «Многие дома пустуют в течение многих лет: некоторые владельцы развелись, некоторые уехали за границу. Дома на Рублевке плохо продаются в последнее время. Но цены пока не упали,» говорит консультант по недвижимости Наталья Орехова.
Земля, которую купила Алиева, охватывает 7660 квадратных метров (около 2 акров) и окружена соснами с небольшим озером неподалеку. Без приглашения практически невозможно взглянуть на дом Алиевой, поскольку конфиденциальность так высоко ценится жителями этой местности.
Границы конфиденциальности начинаются далеко за пределами вычурных домов. Из сторожки контрольно-пропускного пункта можно только уловить аккуратную асфальтную дорогу, ведущую вглубь леса. Посторонние люди не могут пройти дальше, чем на пару шагов за пределы барьера прежде, чем их не остановят охранники.
По словам одного из охранников, здесь запрещено даже фотографирование. «Даже если вы — приглашенный гость, соседи сдадут сотрудникам безопасности, что вы сделали фотографии. Тогда мы просмотрим снимки на вашем телефоне, чтобы убедиться, что на нем не осталось фотографий с собственности,» говорит охранник.
Некоторые детали можно почерпнуть из документов. Недвижимость Алиевой включает в себя два здания — большой жилой дом площадью 577 квадратных метров и чуть более крупная пристройка площадью 581 квадратных метров. Трудно точно оценить стоимость имущества, так как большинство территории было приобретено в первые годы этого века.
Тем не менее, один из соседей Алиевой Руслан Байсаров (занимает 103 место в списке самых богатых россиян, составленном российской версией журнала Forbes) около двух лет назад заложил свое имущество в закрытом поселке за почти 40 миллионов долларов США. Объявления о недвижимости на риэлторских сайтах выставляют закупочные цены от 19 до более 73 миллионов долларов США.
Могущественные соседи
Кроме Байсарова (близкого друга президента Чечни Рамзана Кадырова), соседи Алиевой включают в себя Алексея Богданчикова, сына бывшего президента Роснефти, крупнейшей российской нефтяной компании; Владимира Лисина, металлургический магнат, занимающий 8-е место в списке Forbes; банкир Ольга Белявцева (2-е место в женском списке Forbes), и несколько депутатов Госдумы.
В 2014 году некоторые СМИ сообщили, что свергнутый бывший президент Украины Виктор Янукович приобрел недвижимость в Садах Майендорф. OCCRP получили документы касательно всех земельных участков в поселке, но ни имени Януковича, ни имен ни одного из его известных соратников, не перечислены в качестве владельцев.
Тем не менее, следует отметить, что некоторые владельцы стараются скрыть свои имена. Некоторые участки собственности здесь зарегистрированы оффшорными компаниями из нескольких юрисдикций, которые ведут к Британским Виргинским островам или Панаме.
Олеся Шмагун — OCCRP