3-е сентября в календаре государственности Армении не закрашен в какой-либо цвет, не является государственным праздником, к счастью, не день памяти, или траура, не день поминовения. Но в течение 24 лет независимой государственности Армении 3-е сентября является одним из самых значимых дней в календаре Армении, если не самым значимым и самым важным днем в текущем геополитическом контексте. И к сожалению, далеко не в положительном смысле.
Два года назад, 3-го сентября 2013-го года Армения оказалась, мягко говоря, в неудобном международном положении. Армения в этот день сделала резкий и неожиданный поворот с пути Евроассоциации, и заявила о присоединении к Таможенному или Евразийскому союзу. Переломность этого события с точки зрения развития армянской государственности, по сути, до сих пор в общественно-политическом смысле осталась неоцененной, или недооцененной. И это в том случае, когда речь шла о передаче суверенитета Армении, частично или полностью, в данный момент, наверно, и не важно.
Факт в том, что после 3-го сентября Армения потеряла свою международную субъектность, что периодически подтверждалось в течение прошедших двух лет во всех сферах – культурной, гуманитарной, образовательной, экономической, политической, сфере безопасности. К счастью, Армения не потеряла свое геополитическое значение, но это уже не благодаря кому-то в Армении, а в результате исторического и политического расположения обстоятельств. Это обстоятельство позволило спустя два года после 3-го сентября хотя бы по инерции сохранить определенное развитие государственной субъектности. Это развитие может продолжаться строго ограниченное время, не может быть вечным.
Причем, чем больше Армения загружается экономическими, политическими проблемами и проблемами безопасности, тем больше замедляется движение по инерции. Следовательно, для восстановления естественного хода государственной субъектности Армении, осталось очень мало времени, следовательно, его нужно использовать максимально быстро. Но чем больше скорость, тем международная государственная субъектность и необходимые шаги для восстановления способности к самостоятельной политике замедляются.
Армения фиксирует повсеместный спад почти во всех сферах экономики, что оставляет существенное влияние на политическую и военно-политическую жизнедеятельность. Ко всему этому прибавляется еще и то, что для, так сказать, политической системы Армении эта ситуация вовсе не является актуальной проблемой. Более того, ситуация возникла при участии не только властей, но и почти всех без исключения основных игроков политической системы. Противоположный властям неправительственный полюс два года назад своей деятельностью, по сути, сделал все возможное, чтобы Армения как можно быстрее и на максимально позорных и унизительных условиях отклонилась от политического курса Евроассоциации, и оказалась в лагере ЕАЭС. Более того, в плане риторики, красноречия относительно этого поворота, неправительственный полюс даже превзошел власть.
Однако Россия не оценила это красноречие, и после превращения политической системы Армении в обоюдоострый меч, чтобы поразить интересы Армении, то есть, взяв в свое подчинение, и власти, и так называемый оппозиционный противоположный полюс, этим решив проблему лишения Армении перспективы повышения институционального уровня жизненно необходимых, с точки зрения экономического развития, политических отношений с Евросоюзом, в февраля 2015-го года, по сути, зажег зеленый свет для решения Сержа Саргсяна о расформировании неправительственного полюса.
В настоящее время, спустя 2 года после 3-го сентября, Армения, по сути, столкнувшись с серьезными вызовами безопасности, с серьезнейшими экономическими и политическими проблемами, в то же время, получив благоприятную среду для новых возможностей в условиях существенных геополитических событий и новых реалий, лишена одного важного фактора для всего этого – политической системы.
Об этом свидетельствует то, что так называемые политические силы Армении приступили к процессу конституционных изменений, который, по большому счету, не имеет никакого отношения к реальной государственной повестке дня и вызовам Армении, неважно с содержанием или риторикой их принятия или отклонения. Важно то, что этим, по сути, закрылись остальные, наиболее важные для Армении вопросы, которые непосредственно относятся к императиву восстановления государственного суверенитета Армении, без которого решение проблем системного преобразования Армении практически невозможно, бесперспективно.
Армения стала частью ткани из раковых клеток, пропитанной системной коррупцией. В этой сети не бывает здоровых органов или здоровой перспективы. Перспектива здоровья может быть только в случае удаления раковой опухоли, или органа. Но для этого необходим важный фактор общественной и государственной сопротивляемости – реальные политические силы, которых интересует не роль в существующей системе, а предложение обществу альтернативной системы. Спустя 2 года после 3-го сентября пока нет подобных фундаментальных предложений.
Источник: 1in.am