С целью ослабления энергетической зависимости от России Евросоюз активизировал переговорный процесс ЕС с Азербайджаном и Туркменией, запасы газа которых в общей сложности составляют до 20 трлн. кубометров. Суть курса состоит в том, чтобы заручиться согласием Баку на транспортировку по своей территории туркменского голубого топлива, объемы добычи которого ежегодно растут в среднем на 10%. Об этом пишет Сергей Летов в своей статье «Каспийский «узел» не становится слабее», опубликованной на сайте «Ритм Евразии».
Хотя Азербайджан выражал готовность пойти навстречу Туркмении, сторонам не удалось достичь договоренностей по вопросу о транзите. Причиной тому, по мнению автора, явились усиливающиеся трения в отношениях между Баку и Анкарой, с одной стороны, и Брюсселем – с другой.
«Трения обусловлены, в том числе претензиями Евросоюза относительно состояния демократии в Азербайджане и Турции, в отношении которых он пытается осуществлять давление», – пишет автор, отмечая, что другим фактором, влияющим на решение вопроса, является региональный спор по дележу местных нефтегазовых богатств.
«Не случайно в течение июля каспийские страны продемонстрировали готовность предъявить друг другу новые претензии относительно принадлежности целого ряда месторождений. В частности, Туркмения не снимает претензии относительно разграничения по Каспию с Азербайджаном», – отмечает эксперт.
Также отмечается, что прикаспийские страны не в состоянии достигнуть взаимопонимания и сотрудничества ввиду того, что Иран препятствует признанию за Азербайджаном большей доли Каспийского моря, чем та, которой Баку по факту обладает, что в свою очередь, выгодно Туркменистану. «И в данном случае Баку как обладатель «непропорциональной» доли рискует столкнуться с единым ирано-туркменским фронтом» – отмечает автор.
С учетом того, что Ашхабад прекращает территориальные споры с Астаной, индикатором чего служит подписанное в мае нынешнего года соглашение о границе, в котором Казахстан и Туркмения отказались от взаимных территориальных претензий, основные претензии туркменской и иранской сторон, по мнению автора, будут выдвигаться против Азербайджана. Для Азербайджана, в свою очередь, поддержка российского принципа дележа Каспия представляет практический интерес, поскольку благодаря протяженной береговой линии он оказывается в самом выгодном положении в плане разработки месторождений энергоресурсов.
«В конечном итоге главным пострадавшим от таких споров рискует оказаться Евросоюз и вообще европейские страны, поскольку складывающаяся ситуация делает пока маловероятной переброску через азербайджанскую территорию и далее в Грузию иранского газа для ЕС», – пишет автор, отмечая, что подобные несогласованности наносят урон в том числе и Москве. Ее амбиции на каспийский «арбитраж» успешно торпедируются Ираном и Туркменией. В этих условиях ей еще тяжелее искать союзников в продвижении курса по недопущению в регион «некаспийских» держав.
Тегеран достаточно умело работает на опережение инициатив, в частности в отношении Азербайджана, ставшего объектом информационно-лоббистского воздействия со стороны Ирана, стремящегося небезуспешно получить там свою пятую колонну в журналистско-экспертном сообществе, о чем свидетельствует и недавняя односторонняя отмена виз с его стороны в отношении граждан Азербайджана.