Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов, Джеймс Уорлик и Пьер Андриё, а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик сегодня явились на пресс-конференцию с 15-минутным опозданием. Перед обоими входами в гостиницу “Армения Мариотт”, где и должна была проходить пресс-конференция, их ждали граждане, “вооруженные” плакатами и флагами РА и НКР.
Когда мы поинтересовались у координатора пресс-конференции, сотрудницы посольства США, каков порядок озвучивания вопросов, оказалось, что какая-то группа журналистов уже составила 5 вопросов, которые и должны прозвучать. Такой подход сотрудница попыталась обосновать нехваткой времени. Когда же мы спросили, сколько минут будет длиться пресс-конференция, она ответила, что минут 40. К счастью или несчастью журналистов, пресс-конференция, а точнее ее имитация, длилась всего 15-20 минут.
Сперва Игорь Попов сказал, что они приехали в регион встретиться с военно-политическим руководством Армении, Азербайджана и НКР. Наша главная цель – помочь сторонам урегулировать ситуацию и принять меры, чтобы военные действия не повторились, заявил российский сопредседатель. Он также подчеркнул, что их мандат не предусматривает выяснение того, кто виноват и кто несет ответственность за произошедшее. Общий вывод состоит в том, что стороны намерены соханять перемирие, договоренность вокруг которого была достигнута в среду в Москве, сказал Попов. По его словам, речь шла и о том, что необходимо сделать для сохранения мира. Главная задача – усадить стороны за стол переговоров. Российский сопредседатель также отметил, что при необходимости они вернутся в регион. Одним из наиболее важных вопросов является возвращение в сжатые сроки тел погибших. Этим сейчас занимается Красный Крест и стороны, а мониторингом и координацией – группа посла Каспршика, сообщил Игорь Попов, добавив, что, пользуясь случаем, хочет выразить соболезнование родным и друзьям погибших.
На вопрос, какой пакет переговоров обсуждается в переговорах, представитель РФ сказал, что никакого нового документа (“документа Лаврова”) не существует, на столе переговоров лежат предложения, которые основаны на трех известных принципах и шести элементах. Самый главный из них – определение статуса Нагорного Карабаха и возвращение территорий (а также возвращение беженцев, ширина коридора, связывающего Армению и Нагорный Карабах). Попов подчеркнул, что миротворческая миссия будет осуществлена на последнем этапе, когда будет подписано соглашение о мире.
Джон Уорлик, говоря о подвергавшихся пыткам мирных армянских жителях и военных, произнес дежурные фразы о том, что глубоко озабочен случаями нарушения прав человека. На вопрос о возвращении НКР за стол переговоров Попов ответил, что они неоднократно отмечали, что на определенном этапе Арцах, да, должен подключиться к переговорам.
“Вы хотя бы уточнили для себя, какая сторона начала эскалацию, и не кажется ли Вам, что после такого кровопролития бессмысленно вести переговоры до тех пор, пока не будет решен вопрос внедрения механизма расследований?” На этот вопрос П.Андриё всего лишь сказал, что у них нет мандата на выяснение того, кто начал. Для них самое главное сделать так, чтобы перемирие продолжалось долго. Касаясь механизмов, французский сопредседатель отметил, что они долгое время работают и будут продолжать работать в этом направлении.
Фактически можно сказать, что до тех пор, пока у сопредседателей не будет мандата и механизма для осуществления расследований, внедрение которого Азербайджана срывает, они будут продолжать одинаково относиться к агрессору и защищающемуся, что и произошло на этот раз.
На вопрос, рассматривается ли возможность исключения из Минской группы Турции, которая явно поддерживает Азербайджан, Уорлик ответил отрицательно.
Вот и все. Сопредседатели сказали то, что и следовало от них ожидать: размытый общий подход, общие заявления, безликие ответы.
Источник: HETQ.am